2. Злокачественная агрессия и причины ее проявления

Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме отдельные положения учения Фрейда, К. Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте визуально наблюдаемого поведения, исключая из анализа целостную человеческую личность. Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирующие поведение импульсы. Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма, сводящими понимание человека соответственно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем. В качестве альтернативы этим моделям Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения. Фромм стремится опровергнуть представление о присущих человеку от рождения деструктивных наклонностях, используя для этого данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии. Так, нейрофизиология показывает, что при отсутствии внутренних или внешних раздражителей импульсы зон мозга, активизирующие и сдерживающие агрессивность, находятся в состоянии подвижного равновесия то есть агрессивность не действует постоянно, а возникает ситуативно. Сам нейрофизиологический механизм обеспечения защиты жизни демонстрирует неочевидность значимости агрессивности, поскольку в физиологии мозга и в поведении не меньшую значимость имеет рефлекс бегства нервные волокна и центры нападения и бегства расположены очень близко.

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ?

Описывая психологический портрет одной из наиболее одиозных фигур Российской истории — Григория Распутина, Коцюбинский А. Люди интересовали его только с точки зрения предполагаемой выгоды и пользы. А польза — это возвеличивание его личности. Истероидность истероформность определяла и личность Адольфа Гитлера Личко А.

Теория, которую создал Э. Фромм, привлекает научное сообщество философов, предполагает, что основным источником страха, чувства тревоги и одиночества является Эта агрессия означает способность убивать не.

Инновационный Евразийский университет, Казахстан Агрессия — необходимый психический ресурс или социальное зло? На первый взгляд может показаться, что агрессия — всем нам понятное явление, но существует много разногласий относительно точного определения этого феномена. Сторонники теории научения понимают агрессию как любое поведение, наносящее ущерб другим индивидам. Но в определении игнорируются намерения человека, совершающего агрессивные действия, а этот фактор часто оказывается решающим.

Например, агрессию принято рассматривать как асоциальное поведение, но действия полицейского стреляющего в террориста мы будем одобрять, а его поступок будет поставлен в пример сослуживцам и другим людям. В зависимости от того, как мы классифицируем агрессивные действия, они будут являться антисоциальными - нарушающими или просоциальными - одобряемыми социумом. Анализируя библиографические источники, мы попытаемся определить преобладающий аспект относительно агрессии:

Психология человеческой агрессии. Фромм Э. Типы агрессии

Природа детской агрессивности Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивности, деструктивности или воровства.

Псевдоагрессия — действия, в результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения. В отличие от агрессии, под которой понимается целенаправленное В качестве примера такого рода агрессии Э.Фромм приводит случайное ранение человека, то есть.

Агрессия и деструктивность Злокачественная агрессия: Высказывались различные мнения о том, что входит в эту сущность, ни у кого не возникало сомнения в том, что она есть, т. Совсем недавно эти традиционные воззрения были поставлены под сомнение. Причиной такого поворота явилось все возрастающее значение исторического исследования человечества.

Особенно сильно принцип историзма проявился в исследованиях американских культу — рантропологов. Изучение обычаев, нравов, образа мышления первобытных народов привело многих антропологов к выводу 1 том, что человек рождается как чистый лист бумаги, на который культура наносит свои письмена. Предположение о неизменности человеческой природы было отвергнуто еще и потому, что этой позицией часто злоупотребляли и использовали для оправдания неблаговидных человеческих поступков.

А ученые, пытавшиеся представить жадность, стремление к соперничеству и эгоизм как врожденные черты характера, на основании этого доказывали разумность и необходимость такой общественно — экономической формации, как капитализм. Мне кажется, что новых открытий в человеческой природе можно ожидать только на базе эволюционного учения. Добжанский; автор данной книги считает себя продолжателем этой линии.

Буке был канадским психиатром, другом Эмерсона и отважным, изобретательным человеком. В свое время он был известнейшим психиатром в Северной Америке.

Типы агрессии

Под первой формой подразумевается проявление дремлющих необязательно вытесняемых деструктивных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах, в отличие от деструктивных черт характера, которые не исчезают и не возникают, а присущи конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда. История войн является хроникой безжалостных убийств и пыток, жертвами которых становились и мужчины, и женщины, и дети. Часто возникает впечатление какой-то вакханалии — когда разрушительную лавину не в силах удержать никакие моральные или рациональные соображения.

Фромм трактует реакцию на витальную угрозу следующим образом: страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Другие предметы [39] Взгляды Фромма и его последователей на проблему человеческой агрессии Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных - это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная,"доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода. Она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность.

Другой вид представлен"злокачественной" агрессией - деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих, она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, то есть предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере.

Инстинкт - это ответ на физиологические потребности человека, а страсти - это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно человеческими. Фромм выделяет ряд действий, которые именует псевдоагрессией, относя к ним такие ее виды как непреднамеренную, например, случайное ранение человека, игровую, необходимую в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций, а также не имеющей никакой деструктивной цели и отрицательных мотиваций, гнев, ненависть.

Фехтование, стрельба из лука, различные виды борьбы развились из потребности поразить врага, но затем полностью утратили свою первоначальную функцию и превратились в виды спорта. Концепция агрессии как самоутверждения находит свое подкрепление свидетельствующих о наличии связи в наблюдениях между воздействием мужских половых гормонов и агрессивным поведением.

Оборонительная агрессия - является фактором биологической адаптации.

Интолерантность и агрессия, концепция Эриха Фромма.

Бегство от свободы, Душа человека и др. Разделяет 2 вида агрессии: Злокачественная агрессия характерна для Садомазохиста и Некрофила. Неспособность выстраивать отношения по горизонтали. Любовь и преклонение перед силой.

Эрих Фромм опубликовал книгу: Анатомия человеческой деструктивности Вторая группа («В») - не деструктивные, но всё же агрессивные общества.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания.

Эрих Фромм Типы агрессии

С их помощью психоаналитик доказывает социальную сущность садизма и некрофилии. По Фромму деструктивность - результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека. Экзистенциальными исследователь называет потребности, которые необходимо удовлетворить для обеспечения душевного благополучия человека: Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой.

Я определяю эти психические потребности как"экзистенциальные", так как их причины кроются в условиях человеческого существования.

К их числу относятся: А. Басс [2], А. Бандура [3], Э. Фромм [4] и др. своим положением в обществе, стрессовость, беспокойство, страх перед ЕГЭ, что.

Эрих Фромм, выдающийся мыслитель нашего столетия, выделил следующие типы агрессии: Ярким примером непреднамеренной агрессии является случайное ранение человека. Классический пример - это проверка револьвера и непроизвольный выстрел, задевающий находящегося поблизости человека. В результате - несчастный случай. Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций гнев, ненависть.

Так, например, игрок в своем сражении с противником просто точно выполняет свои достижения, а не желает нанести ему преднамеренный вред. Важнейший вид псевдоагрессии - самоутверждение. Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением.

Природа детской агрессивности

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты.

Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе . Необходимость в преодолении страха заброшенности Э. Фромм.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т.

А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. Этот аргумент звучит достаточно убедительно. Он имеет серьезное значение еще и потому, что дает повод для критического анализа истории человечества.

Однако факт остается фактом, что человек часто ведет себя деструктивно даже в таких ситуациях, когда никакого перенаселения нет и в помине. Бывает, что жестокость вызывает в человеке чувство настоящего удовольствия, а неистовая жажда крови может охватить огромные массы людей. Индивиды и целые группы могут иметь такие черты характера, вследствие которых они с нетерпением ждут ситуации, позволяющей им разрядить свою деструктивную энергию, а если таковой не наступает, они подчас искусственно создают ее.

СЛОТ - 11. Страх и агрессия